«Честный ЗНАК»
— это система отслеживания товаров, подлежащих маркировке. В 2022 маркируют уже 10 товарных групп, и в скором времени к этому списку добавятся новые. Если вы производитель, импортер, дистрибьютор или розничный продавец маркированных товаров, вы обязаны работать с системой «Честный ЗНАК». Расскажем в общих чертах, как это делать.Что нужно для работы с системой «Честный ЗНАК»
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится, чтобы зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», авторизоваться в нем и подписывать документы при передаче товаров с кодами маркировки. Такую подпись выдают аккредитованные центры. Если вы сдаете отчетность в налоговую онлайн или работаете с электронным документооборотом, УКЭП у вас, скорее всего, уже есть.Компьютер, удовлетворяющий требованиям для работы с УКЭП. Входить в «Честный ЗНАК» и подписывать документы с помощью УКЭП вы будете через компьютер. Для этого понадобится установить плагин для браузера КриптоПро или Рутокен, а также криптопровайдер КриптоПро CSP или ViPNet CSP. Чтобы это сделать, нужен компьютер с ОС Windows 7 или Mac OS X 10.8 и выше; интернет-браузер Chrome 70, Яндекс.Браузер 20, Mozilla 60, Safari 12 или новее.
Электронный документооборот. ЭДО — это система, которая позволяет обмениваться онлайн документами, подписанными УКЭП. Она обязательна для работы в системе «Честный ЗНАК»: только через ЭДО можно передавать универсальные передаточные документы с кодами маркировки. У «Честного ЗНАКа» есть бесплатная ЭДО Лайт, но функции у нее ограничены, поэтому можно выбрать одного из платных операторов электронного документооборота. Это позволит автоматизировать работу с УПД, а также подписывать с помощью УКЭП другие документы, например, акты или счета-фактуры. Кроме того, даже в платном ЭДО все входящие документы бесплатны, так что принимающей стороне, например, рознице, ни за что платить не придется.
Специальное оборудование. Вам понадобится:
- Терминал сбора данных, чтобы при приемке товаров считывать коды маркировки и сверять их с УПД.
- 2D-сканер штрихкодов, чтобы считывать коды маркировки при продаже.
- Онлайн-касса, которая поддерживает выбытие маркированных товаров. Возможно, понадобится обновить ее прошивку или купить новую кассу.
- Принтер штрихкодов, чтобы наносить на товар коды маркировки. На производстве без принтера никуда — он понадобится, чтобы маркировать произведенные товары. Дистрибьюторам и ритейлерам принтер пригодится, если нужно что-то домаркировать, например остатки в некоторых товарных группах, или заменить стершийся код.
Все это не нужно для работы непосредственно с системой «Честный ЗНАК», но понадобится, чтобы соблюдать правила работы с маркированным товаром.
Как начать пользоваться системой «Честный ЗНАК»
1. Зарегистрироваться в системе. Для этого нужно перейти на отдельный сайт для регистрации.
2. Заполнить свой профиль. Указать, импортер вы, производитель, оптовый или розничный продавец. Прописать свою ЭДО. Выбрать товарные группы, с которыми планируете работать. Указать данные своей компании и банковские реквизиты.
3. Подписать документы по товарным группам. Все это будет отражено в личном кабинете, достаточно будет в пару кликов подписать их с помощью УКЭП.
После этого можно начинать работать с системой «Честный ЗНАК».
Дополнительно для удобства можно интегрировать «Честный ЗНАК» с вашей товароучетной системой, например, 1С. Это позволит автоматически работать с кодами и документами через 1С.
Как получить коды маркировки в «Честном ЗНАКе»
Получать коды маркировки нужно в пяти случаях:
- Производителям. Когда они производят товары и должны их промаркировать.
- Импортерам. Когда они ввозят из-за границы немаркированные товары и должны их промаркировать.
- Дистрибьюторам и ритейлерам. Когда у них на складе остались еще не промаркированные товары, для которых недавно ввели маркировку. Тогда остатки нужно домаркировать. Так было с парфюмерией, легкой промышленностью, шинами, фототехникой, табачной продукцией и обувью.
- Дистрибьюторам и ритейлерам. Когда код маркировки стерся или повредился, и его невозможно считать. В таком случае нужно провести перемаркировку.
- Ритейлерам. Когда клиент вернул товар без кода маркировки, и его требуется снова ввести в оборот.
Выдача кодов маркировки происходит как раз через «Честный ЗНАК» по следующей схеме:
1. Описать товары. Это шаг только для производителей и импортеров, а также для тех, кто маркирует остатки. Для описания понадобится зарегистрироваться в ЮНИСКАН/GS1 Рус или в Национальном каталоге, подсистеме личного кабинета «Честного ЗНАКа». Сделать это можно в самом «Честном ЗНАКе» либо на сайте GS1. После регистрации нужно будет описать товары в соответствии с атрибутивным составом и получить коды товаров — части кода маркировки, уникальные для конкретной номенклатуры.
2. Заказать коды в «Честном ЗНАКе». Там, где вы подписывали договоры с товарными группами, появляется возможность заказывать коды маркировки. Их нужно оплачивать — по 50 копеек без НДС за каждый код. Баланс лучше пополнить заранее, еще до заказа кодов. После пополнения баланса нужно перейти в «Станцию управления заказами», заполнить поля для заказа кода маркировки и дождаться выпуска кодов.
3. Распечатать полученные коды и нанести на товары. Это можно сделать с помощью принтера этикеток, либо наносить коды прямо на упаковку. Для некоторых товарных групп, таких как молочная продукция и упакованная вода, нужно сформировать отчет о нанесении в личном кабинете «Честного ЗНАКа».
Если вы планируете отгружать большую партию товаров, коды можно агрегировать в разделе «Документы». Так вы «упакуете» несколько кодов в один и сможете передавать только его вместо десятков или сотен разных.
После заказа и нанесения кодов их нужно ввести в оборот в разделе «Документы», в подпункте «Ввести в оборот». Туда нужно внести все заказанные вами коды, после чего товары можно будет передавать и продавать.